Записи с темой: Разбор, разбор (2)

Данный пост является дополнением к посту "ФОБИИ-5, ИЛИ ПРИМЕР "ТЕХНИКИ БЫСТРОГО ЛЕЧЕНИЯ ФОБИИ"..."

Несмотря на кажущуюся простоту фраз тренера, почти каждая из них представляет собой глубоко продуманный психологический ход. Так, в самом начале он выбирает человека, которому в достаточной степени надоела его проблема и который готов с ней сражаться.

Ключевыми фразами здесь являются "желательно, чтобы это был достаточно сильный страх" и "ты действительно хочешь это изменить?" Для успешного воздействия желание избавиться от проблемы должно быть прямо пропорционально ее силе - а чем сильнее желание, тем быстрее достигается результат. Причем не столь важно, каким оно будет по направленности - даже если клиент захочет посадить специалиста в лужу, этим можно воспользоваться для успешной терапии.

Для того, чтобы понять, как это осуществить, представьте себе парусник, который уверенно, хоть и чуть медленнее, движется против ветра, но бессилен при полном штиле - ветром здесь является желание, формой и расположением парусов - специалист, а сам корабль можно сравнить с психотерапевтическим процессом.

Далее идет конкретизация проблемы, которая преследует сразу несколько целей - 1) выставляет ее в максимально нелепом виде, 2) напоминает об изначальной физиологической причине и 3) позволяет решить ее, ничего не теряя! Фраза "я боюсь именно подойти к ним. Муж меня возит на машине, но сама я к ней не подхожу" одновременно а) внутренне нелогична и б) перебрасывает мостик ко вторичной выгоде, о которой речь пойдет чуть ниже. А фраза "понимаю, что бояться ТАК СИЛЬНО их не стоит" подразумевает, что боязнь может быть весьма полезна, если применять ее в подходящей ситуации.

Параллельно уже на этом этапе специалист начинает активно применять скрытые внушения: "ты научишься относиться к легковым машинам так, как они этого действительно заслуживают", "сегодня ты разберёшься с отношением с легковыми автомашинами. Ты сможешь подобрать переживание, которое тебя вполне устроит".

Конкретизировав проблему, специалист переходит к выявлению вторичной выгоды, причем делает это весьма мастерски, не останавливаясь на промежуточных этапах "И что это такое для тебя – когда муж отвозит детей в школу и подбрасывает тебя к метро?", "И что ты получаешь, от того, что не попадаешь в трудную ситуацию?" Наградой ему являются два взаимодополняющих стимула - внимание+забота мужа и собственная безопасность, то есть, по сути, радость от наличия приятной ситуации и радость от отсутствия неприятной ситуации.

Выявив выгоду, специалист задает провоцирующий вопрос, усиливающий мотивацию ("А может тогда всё так и оставим – столько пользы?"), на который получает желаемый ответ ("А можно пользу оставить, а страх убрать?"). Думаю, если бы ответ не был бы столь конкретным, специалист продолжил бы "копать" дальше, чтобы в итоге добиться от клиента ясности, четкости и конкретности (во всяком случае, я бы поступил именно так).

И, наконец, завершающим аккордом подготовки является концентрированная фраза "как я понимаю, ты хочешь не просто избавиться от страха, а научиться определять степень опасности конкретной ситуации?", после которой клиентку "прорвало" на эмоционально окрашенную информацию, суть которой состоит в том, что пора избавляться от глупости: "когда я боюсь переходить дорогу с несущимися машинами или садиться в машину с парой здоровых мужиков – это имеет смысл. А если я опасаюсь переходить дорогу на зелёный свет, когда машины стоят – это просто глупо. Или садиться в машину с мужем."

После окончания подготовки идет сам сеанс, который также весьма интересен - но "потрошить" его я начну чуть позже :)


Мириддин. Рассвет, Любовь... Олеся Емельянова: Тянем-потянем. Басня в стихах о детском театре Cценарий новогоднего спектакля. Кукольный театр Олеся Емельянова: Изготовление куклы-перчатки с головой из папье-маше Василиса Иванова: Липа цвела... | Летние стихи Клуб Самовар: Стихи о невзаимной любви Феникс: У тебя три карих глаза... Катрен. Исследование рифмовки Не пишите пяткой! Василиса Иванова: Ужель родившая на свет дитя - порочна? Василиса Иванова: Ты тихонько шептал... Дневник Светлого Орка Виталий Портнов: А если б не любопытство? | Анекдот из жизни Виталий Портнов: Стэнфордский эксперимент Galaxy Hunter. ЛиРу. Немойберег: Так трудно вести дневник... | Стихи о блоге Валерий Брюсов: Лев и Свинья. Басня в стихах по Ф. Достоевскому



@темы: психология, страх, психолог, психотерапия, разбор, психотерапевт, фобия, пример, нюансы, изюминка

По совету одного из читателей посмотрел фильм "Эффект бабочки". Впечатлился не слишком сильно - в основном из-за многочисленных "психоляпов", которые проявились в поведении как специалистов, так и самих героев.

Начнем со специалистов - точнее, с единственного доктора. Во-первых, удивляет крайне неполное обследование ребенка - любой нормальный врач моментально "напялил" бы на мальчика шапочку с электродами (то есть сделал бы электроэнцефалограмму). Только исключив так называемую височную эпилепсию (при которой часто бывают провалы в памяти из-за чрезмерной зацикленности на эмоциях),стоило бы двигаться дальше. Во-вторых, возмущает крайне непрофессионально организованная встреча с отцом. Понимаю, что создателям фильма нужна была интрига, но по-хорошему подобные встречи проводятся "через стекло" (как показано в эпизоде с тюрьмой), да и предваряются телефонными переговорами. Сеанс гипноза, по сравнению с предыдущими врачебными манипуляциями, выглядит наиболее толково (хотя имело бы смысл позволить ребенку взять маму за руку и не давить на него столь явно в концовке).

Переходим к героям. Как ни странно, наиболее цельным получился образ Томми - одержимый ненавистью к сопернику отморозок в параллельных версиях реальности предстает в облике 1) яростного сторонника религии и 2) судьи. Оба превращения вполне логичны - никаких отступлений от психологической правды здесь нет.

Ленни тоже прост и понятен, хотя его образ получился более блеклым. Добродушный ведомый увалень, в зависимости от внешних воздействий то замыкающийся в себе, то жестоко расправляющийся с обидчиком, то искренне заботящийся об инвалиде - полная противоположность Томми, хотя и слегка вторичная.

А вот для сведения воедино образа Келли придется изрядно попотеть - то она терпеливо ждет принца, и дождавшись, но жестоко обманувшись в ожиданиях, кончает с собой, то погружается в пучину проституции, то спокойно меняет горячо любимого инвалида на более подходящий вариант - а ведь это три совершенно разные модели поведения. Почему так происходит? Ответ только один - в угоду сюжету, что отнюдь не есть хорошо.

Что касается главного героя, то он у меня, уж простите, не ассоциируется ни с кем иным, кроме как со слоном в посудной лавке. Основная его цель, как это не парадоксально, не вспомнить прошлое, а забыть его - и 7 лет ему это успешно удается. Возможно, удавалось бы и дальше, если б не чересчур любознательная "постельная" девица. А когда информация начинает просачиваться в мозг, он идет не к доктору, не к своему преподавателю - нет, он начинает мучить давно и прочно забытых друзей детства, хотя они в свое время настойчиво просили его этого не делать. Благополучно наломав дров, он решает исправить реальность - но опять же думает не столько о других, сколько о себе. Построив чудесным образом маленький рай на земле, он тут же до основанья разрушает его из-за чрезмерной мстительности. Выбравшись из тюрьмы, он одновременно пытается воздействовать на реальность сразу с двух сторон - и через себя, и через Ленни - в результате чего плохо становится всем. Пытаясь вызволить Ленни, он остается без рук и видит, что его любимая счастлива с другим. Стремясь вернуть себе здоровье, он забирается еще глубже в прошлое - и, не рассчитав, попадает в больницу тюремного типа. И, наконец, напортачив по максимуму, решается на отчаянный шаг - изгоняет из жизни Келли, то есть опять же отталкивает от себя то, что ему мешает. Выкинув дневники, а заодно и "лишние" воспоминания, он обретает счастье - но, судя по всему, всего лишь до новой встречи с Келли...

В целом, несмотря не некоторые интересные находки (типа стигматов и эпизода с выпавшим ножом) и строго дозированную фантасмагоричность сюжета, фильм, на мой взгляд, можно было "склепать" и получше. Акцент на чрезмерной психологичности волей-неволей требует логичности этой самой психологичности :)



Мириддин. Рассвет, Любовь... Олеся Емельянова: Сценка на день учителя Загадки для детей Олеся Емельянова: Веселый повар. Настольная игра для детей от 4 лет. Василиса Иванова: Как птицы... | Стихи о поэтах Клуб Самовар: Грустные стихи Феникс: Ты не воскресла... Стихи о любви Катрен. Исследование рифмовки Василиса Иванова: Сборник осенних стихотворений. Василиса Иванова: Сборник осенних стихотворений... Василиса Иванова: Ты тихонько шептал... Дневник Светлого Орка Виталий Портнов: Наглядная иллюстрация непонимания, или ларчик просто открывался Виталий Портнов: Если ваш муж флиртует, или куда бежать и к кому податься Galaxy Hunter. ЛиРу. Немойберег: Так трудно вести дневник... | Стихи о блоге Немойберег: Дом. | Стихи о Любви



@темы: видео, психология, фильм, сюжет, психолог, психотерапия, анализ, интрига, разбор, психотерапевт