Хотелось бы сказать несколько слов о приемах убеждения. Многим известно правило Сократа (задать важный вопрос третьим - после двух коротких вопросов, на которые собеседник однозначно ответит "да"). Менее известно, но столь же эффективно правило Гомера (приводить аргументы в следующем порядке - сильные - средние - один самый сильный).
Иллюстраций к этому правилу много, лично мне больше всего понравилась та, которая приведена в книге В.П.Шейнова "Психологическое влияние". Когда слушательница сказала преподавателю о том, что ей надо завтра отпроситься с работы, он предложил ей прорепетировать, потом исправил ошибки, в результате чего все прошло "на ура". Репетиция и реальная беседа приведены ниже
Репетиция
- Виктор Павлович, отпустите меня на два часа раньше.
- А что такое?
- Понимаете, приезжает моя родная сестра, с двумя детьми, с тяжелыми вещами. Мне нужно обязательно ее встретить.
- Вы говорите, вещи тяжелые?
- Да, очень. Знаете, с детьми столько всего набирается. Коляска и все прочее.
- Так может, лучше вашему мужу ее встретить, раз такие тяжести?
- Мы тоже так думали. Но мужа не отпустил его начальник. Сказал - работы много...
- Ага! Значит, у них много работы, а у нас мало! Вот вам новые документы, обработайте их.
- Но как же, это моя сестра...
- Это ваши проблемы и решайте сами, а не за счет работы. Идите работайте.
Реальная беседа
- Иван Петрович, я сегодня пришла на работу на час раньше и работала без обеда, так что всю сегодняшнюю работу я практически выполнила.
- Похвально. Но чем вызвана такая спешка?
- Дело в том, что приезжает моя двоюродная сестра с детьми, мне нужно обязательно ее встретить. Поэтому прошу вашего разрешения уйти на два часа раньше.
- Так говорите, работа уже сделана?
- Да. А на случай, если у вас появится какое-то срочное дело, мои коллеги обещают выполнить, а если не смогут, то позвонят мне, я завтра пораньше приду и к вашему приходу все сделаю.
- Ну что же, конечно, конечно, езжайте, а сколько детей у сестры?
- Двое.
- Наверное, и вещей полно...
- Да уж, наверное, наберется...
- Вот что, попробую-ка я вам помочь. (Звонит по внутреннему телефону): "Алло, диспетчер? Вы нам не выделите на полтора часа микроавтобус? Вот спасибо". Будет вам машина - у главного входа.
- Ой, большое вам спасибо!
- Все бы так отпрашивались!
Желающие могут на досуге поискать ошибки и выделить плюсы - пример, повторюсь, очень показательный...