Не следует думать, что разные психотерапевтические концепции противоречат друг другу - опытный специалист не просто может использовать в своей практике несколько различных концепций, но и переходить от одной к другой.
Одна из пациенток (П) трансактного аналитика (ТА) в пьяном виде теряла память и частенько в беспамятстве причиняла себе вред.
(1) "Если я не перестану это делать, - говорила П (Взрослый), - я погублю и себя, и своих детей".
(2) "Верно, - отвечал ТА (Взрослый). - Вам нужно разрешение перестать пить".
(3) "Конечно, нужно" (Взрослый).
(4) "Верно! Поэтому перестаньте пить" (Родитель).
(5) "Что мне делать, когда я испытываю напряжение?" (Ребенок).
(6) "Позвоните мне" (Взрослая процедура).
Выполнив все рекомендации, пациентка достигла хороших результатов.
Последовательность транзакций здесь такова:
(1) захват Взрослого;
(2) союз со Взрослым;
(3) изложение своего плана и получение согласия Взрослого;
(4) разрешение Ребенку ослушаться Родителя (императивным тоном, без "если", "и" и «но»);
(5) защита Ребенка от последствий его неповиновения;
(6) подкрепление сделанного дополнительным сообщением для Взрослого.
С точки зрения концепции ответственности ситуация выглядит следующим образом - пациентка (П) уклоняется от ответственности (О) путем употребления алкоголя.
1) Специалист (С) использует ее желание взять на себя О с помощью:
а) императивной команды;
б) обещания поддержки,
в результате чего
2) О распределяется между П и С
таким образом, что
3) П оказывается внутренне готовой взять О на себя.
вторник, 27 октября 2009