Под психологами понимают людей с психологическим образованием, занятых в одной из трех сфер:
1) научная работа в области психологии;
2) психологическая помощь;
3) прикладные исследования.
Вместе с тем следует учитывать, что для частной психологической практики не нужны не только лицензия, но даже диплом психолога - так что большинство "бабок Валь" и "потомственных целительниц" практикуют обычно под видом психологов.
Все психологи делятся на несколько групп в зависимости от профиля деятельности и методов работы:
1) патопсихологи;
2) нейропсихологи;
3) социальные психологи;
4) клинические психологи;
5) педагоги-психологи.
Под патопсихологами понимают психологов, получивших высшее образование по специальности "патопсихология". Патопсихологи занимаются выявлением с помощью объективных методик особенностей личности, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы, мышления. При этом они активно используют тесты, часто работают "на подхвате" у врачей-психиатров, но, в отличие от последних, не занимаются лечением.
Под нейропсихологами понимают... правильно - психологов, получивших высшее образование по специальности "нейропсихология". Нейропсихологи помогают выяснить, в каких участках мозга есть нарушения, каков характер этих нарушений, идут ли компенсаторные процессы за счет других участков мозга и т.п. Как правило, нейропсихологи работают в плотной связке с врачами-невропатологами и нейрохирургами, но имеют весьма далекое отношение к коррекционной педагогике и, в частности, к логопедии (хотя некоторые из коррекционных методик появились благодаря исследованиям нейропсихологов). Как и все остальные психологи, нейропсихологи сами никого не лечат!
Под социальными психологами понимают психологов, занимающихся изучением динамики общественных проблем. В отличие от других психологов, они не занимаются конкретными личностями, зато в сферу их задач входят как вопросы политической деятельности (например, причины позитивного или негативного отношения к президенту страны среди домохозяек), так и проблемы взаимоотношения в коллективе. Среди последних можно выделить такие, например, как подбор матросов для кругосветного плавания или распределение сотрудников по кабинетам.
Под клиническими психологами понимают специалистов широкого профиля, не только владеющих знаниями по патопсихологии и нейропсихологии, но также и имеющмх представление о медицинском аспекте исследуемых ими проблем.
Под педагогами-психологами понимают специалистов, ориентированных прежде всего на решение проблем, возникающих у детей и подростков в рамках обучения в школе. В идеале они должны знать о каждом ученике буквально все и вся - особенности интеллекта, памяти, мышления, эмоций, личности, восприятия, предпочтительных типов обучения, взаимодействия в малой и большой группе с другими учениками (и с каждым конкретно) и исходя из этого, вовремя подсказать учителю, кого и с кем и на каком уроке посадить, кого наказать, а кого похвалить (и как конкретно), какую профессию лучше выбрать в будущем и т.д. К сожалению, большинство специалистов вместо этого ограничиваются записями в карточках учеников типа: "Трудный ребенок, требует наблюдения и педагогического воздействия. Протестные реакции. Оппозиционное поведение. Рекомендовать ..." (далее следует одно из трех - "беседу с родителями", "обратиться в милицию", "направить в консультативный центр").
Вместе с тем есть еще и такой широко распространенный термин, как "практический психолог". Кто же это такой? Оказывается, это "специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям", или по-простому, любой психолог, занимающийся не научной, а практической деятельностью.
Среди основных направлений деятельности психолога можно выделить 4 основных (о большей части которых уже было сказано выше):
1) психодиагностика;
2) психокоррекция;
3) психологическое консультирование;
4) психологический тренинг,
а также несколько дополнительных:
- психопрофилактика;
- психологическое просвещение;
- психореабилитация.
С дополнительными направлениями все более-менее понятно, а вот об основных хотелось бы сказать несколько слов. Под психодиагностикой понимают в общем смысле оценку психологических различий между людьми, под психокоррекцией - деятельность, направленную на исправление "неправильных" или выработку новых психологических качеств, под психологическим консультированием - помощь человеку тем или иным способом в зависимости от "школы" и, наконец, под психологический тренингом - краткосрочные мероприятия для получения знаний, приобретения навыков, а также воспитания участников.
Интересно, что в некоторых психологических вузах недавно начали выпускать психологов-консультантов, специализирующихся на каком-то одном из направлений психотерапии (таких, как бихевиоризм, НЛП, гипноз и т.п.). С какой целью это сделано, учитывая, что выпускники в большинстве своем будут лишены возможности применять свои знания на практике (например, гипноз по закону может применяться только с согласия пациента врачом, имеющим специальное образование), я не знаю.
Подводя итог, можно сказать, что психологи в России могут заниматься почти всем, кроме психотерапии и психофармакотерапии (лекарственного лечения) - а вот насколько хотят и умеют, вопрос открытый...
четверг, 01 октября 2009