В общем смысле источником тревоги является любое нарушение сбалансированности (стресс) в системе человек - среда.

Физиологически возникновение тревоги связано с необходимостью экстренного "включения" механизмов адаптации для коррекции поведения. Однако тревога, неадекватная ситуации по интенсивности и длительности, напротив, препятствует психической адаптации, приводя к возникновению вторичных проявлений, обуславливающих клиническую картину психического состояния.

Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения (как адаптивных, так и неадаптивных), обусловленных психическим стрессом. Как правило, интенсивность тревоги главным образом отражает индивидуальные особенности субъекта - вне зависимости от реальной значимости угрозы.

Не следует путать тревогу со страхом - согласно К. Ясперсу, тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом (поэтому и называется "свободно плавающей"), тогда как страх соотносится с конкретным стимулом и объектом. Кроме того, большинство исследователей разделяют тревогу как личностное свойство повышенной готовности к тревожным реакциям и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент.

Развитие тревоги происходит в рамках так называемого тревожного ряда, который в порядке нарастающей тяжести включает в себя следующие явления:

1) ощущение внутренней напряженности;
2) гиперестезические реакции;
3) собственно тревогу;
4) страх;
5) ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы;
6) тревожно-боязливое возбуждение.

Рассмотрим каждое из них поподробнее.

Ощущение внутренней напряженности единственное из всего ряда имеет адаптивное значение и отражает минимальную интенсивность тревоги. Несмотря на наличие напряженности, настороженности, а порой и тягостного душевного дискомфорта, ощущение не имеет оттенка угрозы, а служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений.

Гиперестезические реакции либо сменяют ощущение внутренней напряженности при нарастании тревоги либо присоединяются к нему. При этом ранее нейтральные стимулы (звуковые, слуховые, тактильные) приобретают большую значимость и отрицательную эмоциональную окраску, что может лежать в основе такого явления, как раздражительность. Подобные реакции, исходно предназначенные для повышения бдительности в условиях недостатка информации, при чрезмерной выраженности еще больше уменьшают структурированность ситуации, способствуя возникновению неопределенной угрозы.

Собственно тревога проявляется ощущением неопределенной угрозы и неясной опасности. Ее характерным признаком является невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Большинство инструментов логического анализа не работают либо из-за недостатка информации, либо из-за невосприимчивости к ней вследствие тех или иных психических защит.

Страх возникает из-за смещение тревоги к тем или иным объектам - для конкретизации угрозы и поиска способов борьбы. Несмотря на то, что в большинстве случаев эти объекты не имеют никакого отношения к действительным причинам тревоги, подобная конкретизация облегчает жизнь субъекту, приводя к снижению уровня тревоги - например, с помощью ограничительного поведения (избегание толпы, поездок на общественной транспорте) при фобиях.

Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы неизбежно возникает при нарастании интенсивности тревожных расстройств - причем оно абсолютно не зависит от фабулы предшествовавшего страха. Иногда неотвратимой может представляться даже неопределенная угроза - в этом случае поезд тревожных расстройств не останавливается на стадии страха.

Тревожно-боязливое возбуждение возникает вследствие потребности в двигательной разрядке при паническом состоянии. Дезорганизация поведения при этом достигает максимума, делая невозможной любую целенаправленную деятельность.

От выраженности тревоги и интенсивности ее нарастания зависит полнота представленности элементов тревожного ряда - при малой интенсивности тревоги ее проявления могут ограничиваться ощущением внутренней напряженности, при стремительном нарастании интенсивности могут не улавливаться начальные элементы ряда, тогда как при постепенном развитии и достаточной выраженности четко прослеживаются все элементы ряда.


Мириддин. Рассвет, Любовь... Олеся Емельянова: Тянем-потянем. Басня в стихах о детском театре Сценарии, пьесы, инсценировки. Библиотека для детских садов Олеся Емельянова: Колобок. Кукольный спектакль по моему сценарию Феникс: Листья - цыганская пестрая шаль ноября... | Осенние стихи Клуб Самовар: Тоска в стихах, тоскливые стихи Феникс: У тебя три карих глаза... Катрен. Исследование рифмовки К экрану льнут страницы со стихами... Василиса Иванова: Ужель родившая на свет дитя - порочна? Василиса Иванова: Ты тихонько шептал... Дневник Светлого Орка Виталий Портнов: Стэнфордский эксперимент, часть 2 Виталий Портнов: Тролли-2, или игнорируй и удаляй Galaxy Hunter. ЛиРу. Немойберег: Так трудно вести дневник... | Стихи о блоге Немойберег: Люблю тебя, как первый вздох... | Стихи



@темы: страх, скорость, паника, психология, психотерапевт, патология, норма, психолог, психотерапия, тревога