В завершение саги предлагаю вам 3 типичные ситуации из реальной практики продавцов и покупателей. Думаю, выбрать правильный ответ будет нетрудно
Ситуация 1.
Посетитель магазина заинтересовался неким товаром, выставленным в торговом зале. Однако поблизости нет никого из продавцов, чтобы ответить на его вопросы. В зале присутствуют несколько сотрудников, однако все они очень заняты, ходят через весь магазин с какими-то бумагами, кто-то расставляет товар на полках и т.д. Посетитель терпеливо ждет. Наконец, мимо него проходит работник магазина. Проходит с озабоченным видом, не обращая на посетителя никакого внимания.
Посетитель: — Извините, могу ли я узнать подробнее об этом товаре?
<Варианты ответа работника магазина>:
<1> — Я не из этого отдела. (Произносит мимоходом, не глядя на покупателя, и торопливо проходит мимо);
<2> — Я не даю консультаций. (Возможные варианты: «Я не работаю с покупателями», «Я не продавец, а менеджер/бухгалтер/водитель» и т.п.);
<3> — А чего о нем узнавать? (Произносится удивленно). — На ценнике и так все написано.
<4> — Одну секунду, сейчас я позову нашего сотрудника, который ответит на все Ваши вопросы. (Произносит доброжелательным тоном, остановившись и глядя на покупателя. После чего уходит и через минуту возвращается вместе с продавцом из этого отдела.)
Ситуация 2.
Посетитель компьютерного магазина долгое время внимательно рассматривает мониторы, выставленные на полках. Недалеко прохаживается продавец.
<1> Продавец, не выдержав, подходит к посетителю:
— Что вас интересует? (Вопрос задается с требовательными интонациями в голосе, мол, или покупай, или проваливай.)
Посетитель:
— Спасибо, ничего. Я просто смотрю.
Продавец что-то невнятно бурчит себе под нос, после чего поворачивается к посетителю спиной, теряя к нему всякий интерес.
<2> Продавец подходит к посетителю:
— Добрый день. Меня зовут Сергей. Вам нужна консультация?
Посетитель:
— Спасибо, ничего не нужно. Я просто смотрю.
Продавец:
— Дело в том, что на полках выставлены не все модели, которые у нас имеются. Поэтому, если понадобится, спрашивайте — с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.
Посетитель:
— Спасибо.
<3> Продавец решил не подходить к посетителю, чтобы не навязывать себя. Посетитель, постояв некоторое время перед стеллажами, поворачивается и молча уходит из магазина.
Ситуация 3.
Секция мужской одежды. Продавец подходит к мужчине, выбирающему плащ.
— Мне кажется, вам подойдет пятидесятый размер.
Покупатель:
— Почти угадали. Пятьдесят второй.
Продавец (снимает плащ с кронштейна):
— Пройдите, пожалуйста, в кабину, примерьте.
Покупатель долго меряет, смотрит в зеркало. Продавец терпеливо ждет.
Наконец не выдерживает:
— Ну как? По-моему, он вам впору.
Покупатель:
— Спасибо, но я раздумал брать. (Обращается к женщине, стоящей рядом). У нас, по-моему, и денег-то нет. Жаль, а он мне действительно впору.
<1>Продавец презрительным взглядом окидывает покупателя с ног до головы и отворачивается:
<2>Продавец недовольно бурчит себе под нос что-то типа «Зачем мерить, если денег нет...»
<3>Продавец:
— Ничего страшного, я выпишу чек, а за деньгами вы сходите. Плащ вам действительно впору.
Покупатель (берет чек):
— Большое спасибо.
(В посте частично использованы материалы Игоря Молчанова и Виктора Сороченко)